ГЛАВНАЯ
Нажмите, чтобы поделиться своей мыслью МЫСЛИ ВСЛУХ
ВАШ ПРОФИЛЬ
ЛИЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
БАЗА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
ПОИСК
Здесь может быть Ваша реклама!

   Навигация по сайту
·Главная
·Материалы
·Новости

·Заметки
·Литературные заметки
·Особое мнение
·Комментарии
·Публичные дела
·Преподаватели

·Фотогалерея

·Форум

·Справочная
·Ссылки
·О сайте
·Обратная связь ·Дерево Сайта

   Фотографии

PICT4582mod1.jpg
PICT4582mod1.jp ...

zakat5.jpg
zakat5.jpg

25.jpg
25.jpg


Фото Галерея


Марксистское правоведение в России

Коммуникативная концепция права (проблемы генезиса и теоретико-правового обоснования)



Бурное и плодотворное развитие правовой теории в России в начале ХХ в. испытало серьезный кризис после 1917 г., т.е. после Октябрьской революции и победы большевиков. Постепенно в науке утвердилась марксистская догма, заменившая правовую науку правовой идеологией. Марксистская философия в целом оказалась несостоятельной. Ее наследие - одна из великих утопий человечества. Но у марксизма, помимо общеизвестных "грехов", есть и бесспорные заслуги. В рамках рассматриваемой проблематики - это выявление ограниченности и относительности социокультурных ценностей любого общества (в первую очередь, буржуазного), выявление значения идеологий в социальной жизни и особенно идея о том, что социальный мир, в котором живет человек, является порождением его деятельности. Эта идея становится одной из ключевых в западной социологии и особенно высоко ценится школой феноменологической социологии. На основе марксизма возникали и интересные правовые концепции. К таковым можно отнести "меновую" теорию права Е.Б. Пашуканиса(1891-1937). В своей книге "Общая теория права и марксизм" Пашуканис обосновывает понятие товарного фетишизма и показывает как этот товарный фетишизм неминуемо создает фетишизм права. по Пашуканису, из товарообмена возникает договорное отношение. А раз возникнув, идея договора стремится приобрести универсальный характер. Отсюда Пашуканис делает вывод: "…Развитие права как системы было вызвано не потребностями господства, но потребностью торгового оборота".18


Право, по Пашуканису, возникает там и тогда, где имеет место, выражаясь современным языком, социальная коммуникация, т.е. общение отдельных обособленных субъектов, связанных между собой посредством эквивалентного обмена. В последнем "получает свое материальное основание юридическая форма в ее простейшем, наиболее чистом виде. Акт обмена… сосредоточивает в себе, как в фокусе, самые существенные моменты, как для политической экономии, так и для права". Эквивалентный обмен, дающий жизнь праву, возникает и упрочивается во взаимоотношениях товаровладельцев - носителей автономного (частного) интереса. Поэтому условия для расцвета юридической формы общественных отношений, по мнению Пашуканиса, в полной мере создает лишь капитализм. Несмотря на свою марксистскую методологию (вернее, благодаря достаточно адекватной ее трактовке), Е.Б. Пашуканису удалось описать многие важные элементы правовой структуры и показать их взаимосвязь. Так, по мнению ученого, для того, чтобы утверждать объективное существование права, нам недостаточно знать его нормативное содержание, но нужно знать, осуществляется ли это нормативное содержание в жизни, т.е. в социальных отношениях. Если мы утверждаем, что намерение выстроить здание и даже план этого здания еще не есть действительное здание, то отсюда вовсе не вытекает, будто для постройки здания не нужно ни намерения, ни плана. Но когда дальше плана дело не пошло, мы не можем утверждать, что здание было выстроено, - справедливо полагал Пашуканис. Отсюда следовало и такое примечательное рассуждение: "Мы можем себе представить такое предельное положение, когда, кроме двух вступающих в отношение сторон, отсутствует какая-либо иная, третья сила, способная установить норму и гарантировать ее соблюдение, например, какой-нибудь договор варягов с греками, - отношение и в этом случае остается. Но стоит лишь представить себе исчезновение стороны, т.е. субъекта как носителя обособленного автономного интереса, и самая возможность отношения точно также исчезает" (Общая теория права. С. 115-121).


В первые годы советской власти продолжали пользоваться "научным кредитом" и идеи Л.И. Петражицкого, правда, в сочетании с марксистской социологией. Так, теорию классового права с позиций психологической теории права разрабатывал М.А. Рейснер. Важные идеи психологической школы разделял и Я.М. Магазинер.


В конце 30-х годов в СССР возобладала этатистская точка зрения на право. Она являлась единственно возможной на всем протяжении сталинского правления. Лишь с середины 50-х годов в советской науке предпринимаются попытки "узконормативному" пониманию права противопоставить его "широкую" концепцию - как единства правовой нормы и правоотношения (С.Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский), единства объективного и субъективного права (Л.С. Явич), правовой нормы, правоотношения и правосознания (А.К. Стальгевич, Я.Ф. Миколенко). Тем самым вновь актуализируются идеи, лежащие в русле коммуникативного понимания права.


Обосновывая свой подход к пониманию структуры права, С.Ф. Кечекьян, например, подчеркивал, что именно потому, что право представляет собой сложное явление, определяя право как совокупность норм, имеют в виду, что это не просто некоторые суждения должного поведения, а правила, которые действуют, что норма права обусловливает определенные правовые обязанности для граждан и определенные дозволения, что норма права воплощается в определенных правоотношениях. Одним из оппонентов С.Ф. Кечекьяна был Л.С. Явич. Однако не соглашаясь с Кечекьяном по отдельным вопросам правовой теории, Явич был с ним согласен в главном - в необходимости уйти от узконормативного правопонимания.


Сформировавшаяся в советский период концепция права проф. Л.С. Явича, долгие годы представлявшего лицо кафедры теории государства и права юридического факультета ЛГУ (нынешний СПбГУ), несмотря на неизбежный негативный отпечаток своего времени, и сегодня во многих отношениях представляет научный интерес. Л.С. Явич также выступал против сведения права к юридическим нормам. По его мнению, особенность субъективного права такова, что оно еще в большей степени, чем юридические нормы, отражает глубинную сущность права. Объективное и субъективное право это две стороны, два элемента, два аспекта права. Субъективное юридическое право, полагал Явич, может возникнуть и до его закрепления в нормативных актах государства (через судебный прецедент), т.е. до объективного права (здесь имело место ложное отождествление объективного права и законов). Исторически и логически правогенез происходит до завершающей своей стадии независимо от государства. Но объективное и субъективное право диалектически взаимосвязаны, одинаково нормативны и должны защищаться государством. Одно без другого не может существовать и функционировать. Л.С. Явич склонялся к многоаспектному пониманию права, но при этом не выходил за рамки диалектико-материалистической логики.


В постсоветском российском правоведении имеет место сближение теоретических позиций представителей разных направлений. Логическим выражением этого процесса является формирующийся в настоящее время интегральный тип правопонимания,19 основы которого закладывались в дореволюционном российском правоведении. Разновидностью данного подхода является коммуникативная концепция права.20






18 Там же.

19 См., напр.: Афанасьев В.С., Лазарев В.В. Современные подходы к пониманию права и их значение для юридической практики // Общая теория права и государства. М., 1994. Гл.9; Варьяс М.Ю. 1) Правопонимание: опыт интегративного подхода. М., 1999; 2) Краткий курс церковного права. М., 2001. С. 14-22; Графский В.Г. Общая теория права П.А. Сорокина: на пути к интегральному (синтезированному) правопознанию // Государство и право. 2000. №1; Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). Учебное пособие. М., 1992. С. 121-123; Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. К этому направлению фактически относятся и последние работы В.С. Нерсесянца, Г.В. Мальцева, С.С. Алексеева.

20 В русле коммуникативного подхода к праву находятся, например, некоторые идеи И.Л. Чест-нова (см., напр.: Честнов И.Л. 1) Право как диалог: К формированию новой онтологии правовой реальности. СПб., 2000; 2) Современные типы правопонимания: феноменология, герменевтика, антропология и синергетика права. СПб., 2002). Интересные мысли, созвучные авторским, мож-но найти и у представителей отраслевых юридических наук (см., напр.: Кропачев Н.М. Меха-низм уголовно-правового регулирования. Дисс. на соискание…доктора юрид. наук в форме на-учного доклада. СПб., 2000. С. 5, 9-12, 17, 20-21, 28-29 и др.).


  • Оглавление






  • Диссертация Полякова А.В.

    (3089 Прочтено. Последнее обновление 2004-11-03)

    См. все содержимое категории раздела Материалы.




    Rambler's Top100

    Ответственность за нарушение авторских прав на сайт и материалы

    © Колосов Вадим, 2001-2011. Запрещается без предварительного согласия администратора Сайта: любое воспроизведение, распространение и копирование материалов сайта; установка прямых ссылок не на php-страницы, установка ссылок на php-страницы с искажением заголовка, производить иные действия, нарушающие авторские права. Контактный имэйл: [email protected].
    Сайт поддерживает юрист Вадим Колосов.
    Открытие страницы: 0.016 секунды. Запросов Рє БД: 14.