ГЛАВНАЯ
Нажмите, чтобы поделиться своей мыслью МЫСЛИ ВСЛУХ
ВАШ ПРОФИЛЬ
ЛИЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
БАЗА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
ПОИСК
Здесь может быть Ваша реклама!

   Навигация по сайту
·Главная
·Материалы
·Новости

·Заметки
·Литературные заметки
·Особое мнение
·Комментарии
·Публичные дела
·Преподаватели

·Фотогалерея

·Форум

·Справочная
·Ссылки
·О сайте
·Обратная связь ·Дерево Сайта

   Фотографии

15.jpg
15.jpg

PICT0039.JPG
PICT0039.JPG

OLeS-80th.JPG
OLeS-80th.JPG


Фото Галерея


Структура права

Коммуникативная концепция права (проблемы генезиса и теоретико-правового обоснования)



Право имеет собственную структуру, в которой выражается его эйдетический смысл. В этом своем аспекте право, как и любая идеальная сущность, вневременно и внепространственно. Но эта идеальная сущность, чтобы быть правом, должна получить "плоть и кровь", т.е. объективироваться, облечься в значимую и означающую форму, наполниться конкретным социокультурным содержанием, получить свою легитимацию в акте признания социального субъекта (общества в целом) и сообщить правовую энергию правам и обязанностям членов общества. Поэтому право описывается (и познается) через свою структуру, но как специфический феномен социально существует в виде действующей конкретно-исторической системы права. Сам феномен права и выступает эмерджентным свойством функционирования такой системы.


Феноменологическая редукция права (выявление и описание его феноменологической структуры) предполагает интенциональное "вживание" в предмет (право) и "схватывание" того, что составляет первоначальные, коррелятивные и несводимые друг к другу правовые данности. М. Филипсон описывает этот прием, называемый феноменологической редукцией, следующим образом: "Редукция… есть средство описания ноэтического и ноэматического аспектов сознания. Однако цель интуитивного метода - не просто непосредственные данные сознания, а их сущности. Описание сущности какой-либо ноэмы или ноэзиса - главная цель феноменологического метода. Именно поэтому редукция часто именуется "эйдетической" редукцией (от греческого "Эйдос" - сущность, ядро). Конкретные феномены чистого сознания исследуются ею с целью обнаружения их сущностных характеристик; относительно всякого объекта сознания задается вопрос: что могло бы быть опущено из нашего описания этого объекта, чтобы объект тем не менее оставался тождественным самому себе? Тот минимум, при котором сохраняется тождественность объекта самому себе, и будет его сущностной характеристикой. Для выявления сущности феноменологического объекта сознания используется метод "свободной вариации": объект подвергается воображаемому "вращению", интуитивному варьированию различных его сторон до тех пор, пока не будут установлены сущностные характеристики, необходимое ядро явления".25


Если попытаться "заключить в скобки" то, что эссенциально обладает "двусмысленностью" или даже "многосмысленностью", то среди таковых окажутся и нормы (могут быть эссенциально связаны, например, и с правом, и с моралью), и воля (далеко не всякая воля есть право), и принуждение (правовое принуждение - частный случай принуждения как такового), и тем более, интерес.


Непосредственно правовой эйдос выражается лишь в правомочии. Правомочие несет в себе тот единственно возможный смысл, который позволяет любое правомочие идентифицировать как правовое par exellence, как право, данное в "уразуменной явленности" (А.Ф. Лосев). Эйдетическое первородство правомочия невозможно рационально доказать, но его можно показать и описать, поскольку оно только и раскрывается через описание эйдетически взаимосвязанных элементов правовой структуры.


Итак, центральным элементом правовой структуры является правомочие, т.е наличная возможность для субъекта действовать оправданно тем или иным образом и требовать от других действий, соответствующих правомочию. Возможность определять поведение других субъектов и называется властью. Правомочие (как и право в целом) в этом случае оказывается диалектически связанным с властью, и правовое отношение неизменно оказывается тем или иным вариантом властеотношения.


Совокупность взаимосвязанных полномочий образуют субъективное право (конкретное право, принадлежащее субъекту). Правовая возможность действия обеспечивается правовыми обязанностями тех субъектов, которые находятся в поле действий управомоченного. Эти обязанности также имеют сложную структуру и могут носить или пассивный характер (обязанность не мешать действиям управомоченного субъекта), или активный характер (обязанность совершить определенные действия в интересах управомоченного). В этом смысле правомочие также невозможно без поддерживающей его обязанности, как север невозможен без юга, а правое невозможно без левого. Использование сравнения в данном случае имеет место потому, что, опять таки, логически обосновать и доказать необходимость существования описанной выше связи правомочия и обязанности нельзя, в этом можно лишь убедиться, увидев наличие такой связи, т.е. познав ее эйдетически.


Связка "правомочие - правовая обязанность" образует ту эйдолу (неполный эйдос, по терминологии А.Ф. Лосева), из которой, как лучи от звезды, расходится энергия правового смысла, включая в свою орбиту то, что в совокупности и образует эйдос права.


Так, правомочие всегда предполагает наличие его носителя, т.е. правового субъекта. Правомочие (правовое притязание) не может существовать "само по себе", оно всегда "чье-то". Правомочие, как наличная возможность определенного поведения и форма такого поведения, всегда имеет нормативный смысл (значение) и ценностную значимость, а следовательно, применимо только к такому субъекту, который способен понимать этот смысл и значимость и действовать в соответствии с ним. Но побудительным основанием к такому действию, равно как и отнесение его к "правомочному" и, соответственно, "оправданному" можно только при его соответствии нормативному основанию, которое через текстуальные источники одновременно является и информационным источником и средством ценностной легитимации осуществляемых действий.


Иными словами, правомочие является правомочием, а обязанность является обязанностью только тогда, когда они вытекают из признаваемых обществом и потому общезначимых и общеобязательных правил поведения (правовых норм).






25 Филипсон М. Феноменологическая философия и социология // Новые направления в социоло-гической теории. М., 1978. С. 219.


  • Оглавление






  • Диссертация Полякова А.В.

    (10953 Прочтено. Последнее обновление 2004-11-03)

    См. все содержимое категории раздела Материалы.




    Rambler's Top100

    Ответственность за нарушение авторских прав на сайт и материалы

    © Колосов Вадим, 2001-2011. Запрещается без предварительного согласия администратора Сайта: любое воспроизведение, распространение и копирование материалов сайта; установка прямых ссылок не на php-страницы, установка ссылок на php-страницы с искажением заголовка, производить иные действия, нарушающие авторские права. Контактный имэйл: [email protected].
    Сайт поддерживает юрист Вадим Колосов.
    Открытие страницы: 0.017 секунды. Запросов Рє БД: 14.