ГЛАВНАЯ
Нажмите, чтобы поделиться своей мыслью МЫСЛИ ВСЛУХ
ВАШ ПРОФИЛЬ
ЛИЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
БАЗА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
ПОИСК
Здесь может быть Ваша реклама!

   Навигация по сайту
·Главная
·Материалы
·Новости

·Заметки
·Литературные заметки
·Особое мнение
·Комментарии
·Публичные дела
·Преподаватели

·Фотогалерея

·Форум

·Справочная
·Ссылки
·О сайте
·Обратная связь ·Дерево Сайта

   Фотографии

IMGP0121.jpg
IMGP0121.jpg

OLeS-78th.JPG
OLeS-78th.JPG

03.jpg
03.jpg


Фото Галерея


Неоидеализм в русской правовой теории

Коммуникативная концепция права (проблемы генезиса и теоретико-правового обоснования)



Начиная с последней четверти ХIХ в. русское правоведение постепенно приходит к мысли о невозможности ограничить общую теорию права лишь выявлением наиболее общих знаний о праве, понимаемом как система норм, установленных государством. Потребность во всестороннем научном познании права вынудила обратиться за помощью к другим гуманитарным наукам и, в первую очередь, к социологии и психологии. Таким образом, к правовому этатизму добавились социологическое и психологическое направления в теории права. Но они опирались лишь на эмпирический материал, не позволяющий делать выводы об идеальной, сверхэмпирической стороне права и его ценностной природе. Решению этой задачи были подчинены формировавшиеся в России в начале века различные неоидеалистические (в том числе - рационалистические и религиозно-метафизические) и феноменологические концепции права, стремящиеся понять его как сложное, многоаспектное явление. Эту тенденцию в российском правоведении, в частности, отражало течение "возрожденного естественного права". Его сторонниками в той или иной мере являлись Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, В.М. Гессен, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский, К.А. Кузнецов, И.В. Михайловский, П.И. Новгородцев, Е.В. Спекторский, Е.Н. Трубецкой, А.С. Ященко16 и др. Исходя, подчас, из различных методологических предпосылок, они были солидарны в критике различных позитивистских теорий права за формализм, догматизм, релятивизм и этатистскую направленность.


У истоков "возрожденного естественного права" в России стояли Б.Н. Чичерин (1828-1904) и В.С. Соловьев (1853-1900). Эти мыслители одними из первых попытались в период повсеместного господства позитивизма (вторая половина Х1Х века) возродить духовные начала права, связать право с высшими ценностями и оправдать его существование в обществе. Для них характерно стремление интегрировать теорию права в целостную систему философского мировоззрения. Но пути, по которым они двигались к этой цели, оказались разными, как оказались разными и их конечные выводы (см. подр.: Общая теория права. С. 87-94; Введение в теорию права. С. 23-27; Власть и право. С. 3-142; Естественно-правовая концепция В.С. Соловьева; Либеральный консерватизм Б.Н. Чичерина; Может ли право быть неправым? С. 96-97; Политико-правовое учение Чичерина; Б.Н. Чичерин как историк политико-правовой мысли; Некоторые аспекты политико-правового учения Б.Н. Чичерина; Идея естественного права в русской правовой мысли начала ХХ века).


Дальнейшее развитие правового идеализма, заложенного Чичериным и Соловьевым, имело место в творчестве П.И. Новгородцева (1866-1924) - главы школы "возрожденного естественного права" в России. Отстаивая самостоятельное нравственное и духовно-культурное значение права, не сводимое к категориям силы и расчета, возрожденная естественно-правовая доктрина должна была утвердить нравственное достоинство человека, наделенного свободой и ответственностью. Поэтому в центре правовой теории Новгородцева находилось понятие автономной нравственной личности, трактуемое, первоначально, в неокантианском духе. Отличительной чертой построений мыслителя этого периода являлось стремление, в духе В.С. Соловьева, найти баланс между интересами личности и общества, соединить кантовский индивидуализм с гегельянской объективной нравственностью. Личность, которая не есть средство, а всегда - цель общественного развития, личность, которая соединяется с другими личностями в "свободном универсализме" и тем самым приобретает полную свободу и равенство - таков политико-правовой идеал Новгородцева. Философ пытался теоретически обосновать идеал социальной коммуникации, которая строилась бы не только на началах взаимной выгоды, но и на началах нравственных, к каковым он относил и справедливость. Исходя из этого нравственного критерия, и надлежит, по Новгородцеву, оценивать позитивный закон, действующее право; в том же заключается и основная идея "возрожденного естественного права", которое отнюдь не рассматривалось Новгородцевым как право в собственном смысле слова, а лишь как совокупность нравственных требований к действующему праву.


В последний период своей жизни, после большевистской революции и вынужденной эмиграции, Новгородцев переживает "переоценку ценностей" и переходит на либерально-консервативные позиции православной философии права. По его мнению, право само по себе не в силах осуществить полное преобразование общества, правовое государство не есть венец истории, не есть последний идеал нравственной жизни, оно не более чем "подчиненное средство, входящее как частный элемент в более общий состав нравственных сил" (см.: Общая теория права. С. 95-95; Власть и право. С. 3-17, 203-241; Введение в теорию права. С. 27-28; К критике методологических основ школы возрожденного естественного права в России (П.И. Новгородцев); Может ли право быть неправым? С. 90-98; Идея естественного права в русской правовой мысли начала ХХ века).


Естественно-правовой подход в теории права по-своему разделял и Е.Н. Трубецкой (1863-1920) - русский религиозный мыслитель и правовед. Основываясь на идеях Чичерина и Соловьева, Трубецкой доказывал невозможность существования права без признания духовной природы человеческой личности. Поэтому, с его точки зрения, всякий позитивизм в праве ведет к разрушению самой его идеи, так как в позитивизме отсутствует субъект - носитель безусловной ценности.


Трубецкой стремился понять право как специфическое социальное явление, имеющее трансцендентную природу. Право, по мнению мыслителя, есть "внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой". Из этого следует, что, как и ряд других русских юристов, Трубецкой разделял убеждение, согласно которому право может существовать и помимо государства. Более того, по Трубецкому оно предшествует ему и обусловливает само его существование. Трактуя право, прежде всего, как явление психическое, Трубецкой и источник права усматривал в человеческом сознании. Сила и действительность всякого позитивного права ставилась им в зависимость от тех неписаных правовых норм, которые находятся в глубине сознания человека. Лишь убежденность в необходимости положительного права делает его правом действующим. Этим, полагал Трубецкой, неопровержимо доказывается существование норм нравственного, или, по терминологии мыслителя, естественного права. Естественное право - это то же, что и правда. Оно заключает в себе совокупность тех нравственных норм, в которых любой авторитет, всякая человеческая власть и всякое вообще позитивное право находят себе оправдание. Концепция естественного права Трубецкого предвосхищает учение о центральной зоне культуры, благодаря которой осуществляется социально-правовая легитимация. Естественное право в таком случае - те базовые нравственные ценности, которые реально существуют в любом обществе и лишь получают в с течением времени новую, более совершенную интерпретацию.


Стремление понять право как многоаспектное явление явилось отличительной чертой правового учения Б.А. Кистяковского (1868 - 1920), разрабатывавшего т.н. плюралистическую концепцию права. Как теоретик он во многом сформировался под влиянием так называемой "баденской" школы неокантианства. Но в то же время на творчестве этого мыслителя отчетливо сказались идеи, идущие от В.С. Соловьева и его школы. С этим отчасти связано стремление мыслителя соединить абстрактный нормативно-ценностный подход к праву с идеей общественного развития, что нашло свое отражение в его правовой теории.


Отвергая односторонний подход к праву, свойственный, например, классическому правовому этатизму, Кистяковский под правом понимал сложное многоаспектное явление, не поддающееся однозначному определению. Право, полагал он, необходимо изучать с различных сторон, включая его социологическое, психологическое, государственно-организационное (право как порядок) и нормативное проявления.


Если социологическое и психологическое изучение права призвано давать сводку научных данных о праве как явлении причинно-обусловленном, то в нормативном понятии, по Кистяковскому, выявляются знания о праве как явлении телеологического порядка, обусловленного трансцендентальными целями. Право при этом предстает как явление разумное и этически ценное. Поэтому, полагал Кистяковский, одни из трансцендентальных целей права присущи интеллектуальному сознанию, другие - совести, или сознанию этическому. Основное значение Кистяковский отводил целям этическим, определяя их как свободу и справедливость. Отдавая дань причинным отношениям, обусловливающим развитие общества, Кистяковский в то же время полагал необходимым рассматривать социальные явления с точки зрения понятия справедливости и связанного с ним понятия долга, так как о всяком общественном явлении можно судить с нравственной точки зрения, т.е. с точки зрения того, удовлетворяет оно идее справедливости, или нет. Понятие нравственно-должного Кистяковский (в отличие, например, от Трубецкого) связывал не с религиозно-ценностным обоснованием личности, а с кантовским рационалистическим категорическим императивом, обязывающим рассматривать каждого человека как самоцель и признавать, что все люди равноценны. Поэтому идея прав личности приобрела у Кистяковского трансцендентально-нормативный характер, но при этом не противополагалась интересам общества и государства, а в духе русской философии права требовала их гармоничного сочетания. Основу для этого мыслитель видел в признании за гражданами субъективных публичных прав, среди которых центральное место занимали права политические. Б.А. Кистяковский вплотную подошел к проблеме многоаспектности права, но так и не сумел увидеть за многоаспектность права его единство. Его безусловной заслугой, помимо прочего, является аксиологическая и культурологическая разработка права, а также обоснование его объективной природы (Общая теория права. С. 99-100; Может ли право быть неправым? С. 83-99; Введение в теорию права. С. 27-28).


  • Оглавление






  • Диссертация Полякова А.В.

    (2460 Прочтено. Последнее обновление 2004-11-03)

    См. все содержимое категории раздела Материалы.




    Rambler's Top100

    Ответственность за нарушение авторских прав на сайт и материалы

    © Колосов Вадим, 2001-2011. Запрещается без предварительного согласия администратора Сайта: любое воспроизведение, распространение и копирование материалов сайта; установка прямых ссылок не на php-страницы, установка ссылок на php-страницы с искажением заголовка, производить иные действия, нарушающие авторские права. Контактный имэйл: admin@law-students.net.
    Сайт поддерживает юрист Вадим Колосов.
    Открытие страницы: 0.011 секунды. Запросов Рє БД: 14.