Понятие дихронного права
Теоретической основой конституирования понятия «дихронное право» служит концепция
социальной дихронности, онтологической – факт существования дихронных обществ.
Дихронным (греч. «dis» - дважды, двойной и «chronos» - время) мы называем такое
общество, которое отличается целенаправленной интеграцией двух различных по содержанию
и уровню развития социальных времен, его собственного и взаимодействующего с ним
внешнего. Дихронное состояние не атрибутивно социуму, оно существует только в
обществе, объективно нуждающемся в нем, т.е. в отстающем и одновременно ускоряющемся
посредством ассимиляции достижений других стран. Главной объективной предпосылкой
социальной дихронности является наличие более развитого общества, субъективная
же предпосылка двуедина: она может быть выражена в осознании социумом необходимости
дихронных преобразований и готовности их осуществлять, и, наоборот, в насильственном
установлении в рамках одного общества такой модели социальной действительности,
которая присуща иному социуму и исходит непосредственно от него.
Дихронное состояние обладает наивысшей интегративной силой, поэтому оно подчиняет
себе все движущие силы и формы общественной жизни, создавая качественно новую
самобытность и такой же тип социального прогресса. Сказанное относится и к правовой
сфере – в дихронном государстве право так или иначе становиться дихронным. Общий
смысл его заключается в адекватном юридическом выражении дихронного статуса данного
общества и в правовом обеспечении дихронных преобразований. Структурно дихронное
право, в отличии от монохронного, гетерогенно – состоит из инварианта внешней
составляющей, внутреннего компонента и элементов, корректирующих взаимодействие
собственного с ассимилируемым в дихронных целях. Конкретное соотношение между
ними определяется реальным различием (или степенью близости) в уровнях развития
взаимодействующих сторон, их общих и правовых аспектов, причем вместе с увеличением
этого различия усложняется адекватная реализация инварианта и возрастает значение
осознанного правового творчества. В связи с этим необходимо отметить, что процесс
интеграции своего времени и инспирированного другой стороной может проходить в
таких формах, как инкорпорация, имплементация и рецепция, последняя характеризуюется
восприятием и усвоением обществом и государством какого-либо правового института,
происходящего и функционирующего в рамках другого социума. Данный вид правовой
дихронности предполагает ассимиляцию собственно института, некой правовой «оболочки»,
не затрагивая содержания, которое может существенным образом отличаться от первоначального;
в этом принципиальное отличие рецепции от инкорпорации и имплементации, содержание
последних после интеграции времен остается неизменным, что может негативно сказаться
на системе права заимствующего государства (в случае с инкорпорацией – обособленность
интегрированной юридической конструкции от внутригосудаственных правовых норм,
имплементация же грешит декларативностью норм, взятых из системы права другого
субъекта социальной действительности).
Дихронное право интенционально и по своему содержанию также является одним из
вариантов переходной юриспруденции, но всегда таким, которое имеет лишь исторически
прогрессивный смысл.
Дихронная переходность характерна для значительной части истории России, она присуща
и нынешнему ее состоянию, включая воспроизведение отличных от российской действительности
правовых институтов, ориентированных на демократические ценности; что способно
обогатить Россию конструктивным опытов в его единстве с сохранением и развитием
объективно достойной самобытности.
Анисимова А.Н., студентка 4 курса юридического факультета СПбГУ
Макейчик А.А., кандидат философских наук, доцент
(1242 Прочтено. Последнее обновление 2004-12-11) См. все содержимое категории Доклады и тезисы к докладам на СНК и конференциях раздела Материалы. |