Институции Гая
Страница: 1/4
Институции Гая
КНИГА Первая
О гражданском праве и естественном
1 Все народы, которые управляются законами и обычаями пользуются частью своим
собственным правом, частью общим правом всех людей: и так, то право, которое каждый
народ сам для себя установил, есть его собственное право и называется правом гражданским,
как бы собственным правом, свойственным самим гражданам. А то право, которое между
всеми людьми установил естественный разум, применяется и защищается одинаково
у всех народов и называется правом общенародным, как бы правом, которым пользуются
все народы. Таким образом и римский народ пользуется отчасти своим собственным
правом, отчасти правом, общим всем людям. В своем месте мы укажем на особенности
каждого права в отдельности.
2 Гражданское право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений
сената, указов императоров, эдиктов тех сановников, которые имеют право издавать
распоряжения, и из ответов юристов.
3 Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил; плебейское решение есть
то, что плебеи одобрили и постановили. Плебс же отличается от народа тем, что
словом народ обозначаются все граждане включая сюда и патрициев; наименованием
же плебса обозначаются прочие граждане, за исключением патрициев. Вот почему то
патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них не обязательны,
так как они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии издан был
закон Гортензиев, которым было определено, чтобы постановления плебейских собраний
были обязательны для всего народа. Таким образом решения плебеев поставлены были
наравне с настоящими законами.
4 Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и установляет; оно имеет
силу закона, хотя это было спорно.
5 Указ императора есть то, что постановил император или декретом, или эдиктом,
или рескриптом; и никогда не было сомнения в том, что указ императора имеет силу
настоящего закона, так как сам император приобретает власть на основании особого
закона, (который придавал императорским распоряжениям силу закона).
6 Эдикты суть постановления и предписания тех сановников, которые имеют право
их издавать. Право же издавать эдикты предоставляется должностным лицам римского
народа; самое важное значение, однако в этом отношении, имеют эдикты двух преторов
- городского и иностранного, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их наместникам.
То же самое
относится к эдиктам курульных Эдилов, юрисдикцию которых в провинция
римского народа имеют квесторы. В императорские же провинции квесторов вообще
не назначают, а потому в этих провинциях такой эдикт не обнародуется.
7 Ответы законоведов - это мнения и суждения юристов, которым позволено было установлять
и творить право. Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то,
в чем они согласны. Если же мнения юристов не согласны между собою, то судье предоставляется
право, следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим, - что прямо выражается
в рескрипте блаженной памяти Адриана.
О разделении права.
8 Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам (объектам),
или к искам. Прежде всего рассмотрим значение лиц. О правовом положении людей.
9 Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди - или свободны или
рабы.
10 Далее, из свободных людей одни - свободнорожденные, другие вольноотпущенные.
11 Свободнорожденные суть те, которые родились свободными; вольноотпущенные -
это те, которые отпущены на волю из законного рабства.
12 С другой стороны есть три рода вольноотпущенных: они или римские граждане,
или латиняне, или покоренные. Рассмотрим каждую группу отдельно: сперва поговорим
о покоренных с оружием в руках. О покоренных с оружием в руках или о закони Элия
Сенция.
13 Итак, законом Элия Сенция постановлено, чтобы рабы, которые в наказание были
заключены господами в оковы, клеймены горячим железом, допрашиваемы пытками за
преступление и изобличены в совершении такового, равно и те, которые предназначены
были бороться с дикими животными и брошены были или на арену цирка или в тюрьму,
а затем были отпущены на волю или тем же самым господином или кем-либо другим,
-пользовались теми правами, которые были предоставлены иностранцам, сдавшимся
римскому народу.
Об иностранцах, покоренных с оружием в руках.
14 Peregrini dediticii называются те, которые некогда с оружием в руках сражались
про ИНСТИТУЦИИ ГАЯ против римского народа, а затем, будучи побеждены, сдались.
15 Следовательно рабов, подвергшихся такому бесчестию и отпущенных на волю в каком
бы то ни было возрасте и каким бы то ни было образом никогда не будем считать
римскими или латинскими гражданами, хотя бы они были в полной собственности (no
jus Quiritium и gentium) господ, но всегда будем их причислять к покоренным и
сдавшимся римскому народу.
16 Если же раб не подвергся такому бесчестию, то он, будучи отпущен на волю, делается
или римским или латинским гражданином.
17 Именно лицо, удовлетворяющее следующим трем условиям: если оно старше тридцати
лет, было собственностью господина по квиритскому праву и получило свободу вследствие
законного отпущения на волю, т.е. или посредством vindicta (на основании юридического
акта), или вследствие занесения в цензорский список, или в силу завещания - то
такое лицо признается римским гражданином. В случае если одного из этих условий
недостает, то оно будет латином.
Об отпущении на волю и законном основании отпущения на волю.
18 Условие известного возраста раба было введено законом Элия Сенция. По этому
закону только в том случае рабы, отпущенные на волю в возрасте, меньшем тридцати
лет, могут сделаться полноправными гражданами, когда они будут освобождены посредством
vindicta после исследования перед советом законной причины отпущения.
19 Законной же причиной отпущения на волю будет, например, тот случай, когда в
присутствии совета отпускает кто-либо на волю родного сына или дочь, брата или
сестру, питомца или воспитателя или раба, для того чтобы иметь в его лице поверенного,
или когда кто-либо отпускает на волю рабыню для вступления с нею в брак.
О собрании совета.
20 Что касается совета, то он состоит в городе Риме из пяти сенаторов и пяти совершеннолетних
римских всадников, в провинциях же из двадцати рекуператоров (третейских судей),
римских граждан; это собрание бывает в последний день судебных заседаний, в Риме
же отпускаются рабы на волю в присутствии совета в определенные дни. Впрочем рабы,
старшие тридцати лет, обыкновенно отпускаются на волю в каждое время, так что
они получают свободу даже по дороге (мимоходом) например, когда претор или проконсул
идут в баню или в театр.
21 Кроме того, раб моложе 30 лет, будучи отпущен на волю, может сделаться римским
гражданином в том случае, когда он в завещании получает свободу и назначается
наследником своего господина, несостоятельного должника, если только другой раб
не становится прежде наследником с признанием свободы или кто-нибудь другой в
силу сего завещания. Это определяет тот же самый закон Элия Сенция. То же самое
постановление применяет Прокул, из уважения к свободе и относительно того раба,
которого господин назначил наследником без свободы. 21 а Так как по закону Элия
Сенция только тот невольник делается римским гражданином, который перед всеми
другими установлен был наследником, то решено, что, если кто-нибудь сделал свободными
и назначил наследниками детей, рожденных от собственной рабыни, то все-таки дети
эти останутся рабами, потому что из его определения нельзя с точностью заключить,
кто из них прежде всего назначен наследником; притом убыток нескольких рабов из
имущества во вред кредиторам не может иметь места;
накониц, по дополнительным постановлениям сената, последовавшим за законом Фуфия
Каниния, должник наперед лишался возможности подрывать такою уловкою значение
этого закона. 21 По квиритскому праву мы приобретаем в собственность раба не на
основании только того, что мы покупаем его за наши деньги, но законное приобретение
раба связано еще с дальнейшими условиями, так как существуют тоже некоторые незаконные
способы приобретения: и так вещи, которые отчуждаются посредством передачи, хотя
и принадлежат к разряду res mancipi, но все-таки не приобретаются ни в силу манципации,
ни посредством мнимой виндикации, ни на основании давности, а считаются только
бонитарною собственностью приобретателя.
22 Латином делается по закону Элия Сенция раб, моложе 30 лет, если он в завещании
объявляется свободным, хотя сам закон Элия Сенция не делал его еще латином. Равным
образом латином считается тот, кто, достигшие 30-летнего возраста, отпущен был
на волю тем господином, который владел рабом на праве преторской собственности,
хотя бы отпущение на волю производилось по квиритскому праву; точно также латином
делается тот, кто между друзьями получил свободу, если нет какого-нибудь другого
препятствия, которое могло бы помешать приобретению свободы. Все выше упомянутые
лица прежде считались свободными, потому что претор защищал их свободу, хотя они
по квиритскому праву были рабами; теперь же, отпущенные на волю, при указанных
выше обстоятельствах,они в самом деле свободны и называются Latini Juniani латинами
потому, что образовались по образцу латинян наз. coloniarii; юнианскими потому,
что приобрели свободу на основании закона Юния, между тем как прежде они казались
рабами.
23 Однако Юниев закон не позволяет им ни самим составлять завещаний, ни приобретать
по завещанию, ни назначать их в завещании опекунами.
24 Ежели мы сказали, что они не могуть приобретать по завещанию, то это следует
так понимать, что они не могут непосредственно получать ни наследства, ни отказа.
Впрочем они могут приобретать посредством фидеи-коммисса. /
25 Те же, которые причисляются к покоренным, никоим образом не могут ничего приобретать
по завещанию, как каждый иностранец; и по мнению большинства юристов они не могут
также составлять завещания.
26 Таким образом свобода тех, которые поступили в число покоренных, самая незавидная;
никакой закон, никакое сенатское постановление, никакой императорский указ не
дает им прав римского гражданства.
27 Они даже не могут оставаться в Риме или в округ его на сто миль, под страхом
публичной продажи их самих вместе с имуществом, с тем условием чтобы не исполняли
рабских обязанностей ни в Риме, ни в его округе на сто миль и чтобы никогда не
получали свободы. А если бы они были отпущены на волю, то они опять делаются рабами
римского народа. Так это выражено в закони Элия Сенция.
О способах приобретения латинами римского гражданства.
28 Латиняне приобретают права римского гражданства многими способами.
29 И так уже по закону Элия Сенция рабы, отпущенные на волю в возрасте, меньшем
тридцати лет, и сделавшиеся латинскими гражданами, приобретают римское гражданство,
после того как они женятся или на римских гражданках, или на латынянках, поселившихся
в колониях, или на женщине того же состояния какого они сами, и засвидетельствуют
брак в присутствии совершеннолетних римских граждан, в числе, не меньшем семи,
и после того как сыну, которого они приживут, будет год. По упомянутому закону
такой латин имеет право обращаться к претору, а в провинциях к наместнику, и доказать,
что он, латин, женат по закону Элия Сенция, и что у него от жены годовалый сын
и, если претор или наместник заявят, что дело доказано, то и сам латин, и жена
его, если она того же состояния, что и муж, и их сын, если и он того же состояния,
признаются согласно приказу римскими гражданами
30 Мы прибавили к последнему выражению "если и он (сын) того же состояния",
потому что дитя римской гражданки, жены латина рождается в силу нового сенатского
постановления, которое издано по почину блаженной памяти Адриана, римским гражданином.
31 Хотя право получить римское гражданство имели по закону Элия Сенция только
те, которые сделались латинами, будучи отпущены на волю не достигнув 30-тилетнего
возраста, однако впоследствии в силу сенатского постановления, изданного во время
консульства Пегаса и Пузиона, это право предоставлено было и тем, которые, будучи
отпущены на волю в возрасте старшем тридцати лет, сделались латинами.
32 Впрочем, если бы латин и умер раньше, нежели доказал для годовалого ребенка
право римского гражданства, то и мать может защищать дело сына, и в таком случае
она получает римское гражданство; сын, как рожденный в законном браке, становится
преемником отцовского наследства в качестве как бы postum'a, т.е. родившегося
как бы после смерти отца. Если же родители умерли, то сын. для которого важно
получить вместе с римским гражданством и наследство, может сам предъявлять свои
права, но так, чтобы опекун несовершеннолетнего доказывал и вел дело. 32а Все,
что сказано здесь о ребенке мужского пола, имеет силу и в отношении ребенка женского
пола.
32 Если раб становится бонитарною собственностью одного господина и квиритскою
другого, то один из них может дать начало освобождению его, а другой дополнить
таковое посредством вторичного отпущения на волю.
32с Кроме того, латин может приобретать квиритское право, если построил морской
корабль, вмещающий не менее десяти тысяч мер хлеба в зерне, или если постарается
приобрести другие корабли, или же если тот же самый корабль или другой, представленный
вместо потонувшего будет шесть лет доставлять хлеб в Рим; это постановляется на
основании эдикта блаженной памяти Клавдия.
33 Кроме того эдиктом Нерона постановляется, чтобы латинянин получал квиритское
право, когда будет иметь имущество, перешедшее по наследству от отца, ценностью
в 10,000 сестерций и коль скоро построит в Риме дом, на который он израсходует
не менее половины имущества, перешедшего от отца.
34 Наконец Траян постановил, чтобы латину предоставлять квиритское право, если
он содержал в Риме в течение трех лет мельницу, вырабатывавшую ежедневно не менее
100 мер хлеба.
35 Если (раб) приобрел латинскую свободу от господина, которому он только принадлежал
по преторскому праву, то он нуждается в соизволении со стороны того господина,
которому принадлежал по квиритскому праву. Ибо, если раб принадлежит одному и
тому же господину и по преторскому и по квиритскому праву, то, будучи отпущен
тем же господином на волю, может, конечно, и сделаться латинцем, и приобресть
квиритское право.
36 Не всякий желающий может отпускать раба на волю.
37 Отпущение раба на волю во вред кредиторам или патрону, не имеет значения, так
как закон Элия Сенция уничтожает свободу.
38 Точно также по тому же самому закону господин, которому менее двадцати лет,
только тогда может отпускать на волю, когда отпущение совершается посредством
суда, и когда законное основание отпущения доказано перед советом.
39 Законным же основанием отпущения на волю считается, например, когда кто отпускает
на волю отца, или мать, или воспитателя, или молочного брата. Однако и те причины,
которые мы исчислили выше при освобождении раба, не достигшего тридцатилетнего
возраста, могут быть отнесены тоже к настоящему случаю. С другой стороны основания,
изложенные по отношению к господину, которому менее 20 лет, можно отнести тоже
к рабу, которому не менее 30-ти лет
40 Так как законом Элия Сенция для господ, которым менее 20 лет, установлены известные
пределы и ограничения при отпущении на волю, то отсюда следует, что достигший
14-летнего возраста, хотя и может составлять завещание, назначать себе в нем наследника
и установлять отказы, но не может предоставлять рабу свободы, не достигши 20 лет.
41 Если бы господин, которому меньше 20 лет, захотел сделать раба только латином,
то он тем не менее должен исходатайствовать одобрение со стороны совета и затем
отпустить раба на волю между друзьями.
42 Кроме того закон Фуфия Каниния установил: известные пределы при отпущении рабов
на волю по завещательному объявлению.
43 И так, тому, у кого более двух и' не более десяти рабов, дозволяется отпускать
на волю половину этого числа; тому же, у кого будет более 10 и не более тридцати
рабов, дозволяется отпускать на волю не более трети этого. Имеющий опять от 30
до 100 рабов, может по усмотрению отпустить на волю четвертую часть рабов. Накониц
тому, кто располагает от ста до пятисот рабами, дозволяется освободить пятую часть
рабов. Большее число не принимается в расчет, но закон предписывает, чтобы никто
не имел права отпускать на волю более сотни, а если кто имеет всего только одного
или двух рабов, то закон по отношению к нему ничего не определяет, и вследствие
этого ему предоставляется возможность отпускать по усмотрению на волю.
44 Упомянутый закон не относится вообще и к тем, которые отпускают рабов не завещательным
объявлением. Посему те, которые отпускают рабов на волю посредством суда, или
занесением в цензорский список, или в присутствии друзей, могут освобождать всех
своих рабов, конечно, если освобождению не препятствует какая-нибудь другая причина,
45 Сказанное нами о числе рабов, отпускаемых по завещанию, следует понимать в
том смысле, что из того числа, из которого может быть освобождена половина, третья,
четвертая или пятая часть, дозволено во всяком случае отпускать на волю столько,
сколько дозволялось и из предшествующего числа. Это предусмотрено и самим законом,
ибо было бы нелепо, если бы из десяти рабов можно было освободить 5 рабов, так
как господину дозволяется отпускать до половины этого числа, а располагающий,
например, 12 рабами мог бы освобождать только четырех. Но тем, у которых больше
10 и не больше 30 рабов, можно во всяком случае отпускать на волю тоже пять рабов,
подобно тому, кто владеет десятью.
46 Если рабам, перечисленным в завещании без известного порядка, дана будет свобода,
то никто не будет свободен, так как нет определенной очереди отпущения на волю,
да и закон Фуфия Каниния отменил и уничтожил все то, что совершено во вред и ущерб
его; существуют даже особые сенатские постановления, которые делают недействительным
все то, что было придумано для обхода этого закона.
47 Вообще следует знать, что на основании закона Элия Сенция рабы, отпускаемые
на волю во вред и для обмана верителей, не получают свободы; то же самое относится
и к иностранцам, потому что так порешил сенат по приказанию императора Адриана.
Остальные определения этого закона не касаются иностранцев.
48 Следует другое деление в праве лиц. Именно, одни лица самовластны, другие подчинены
чужому праву.
49 Из-подвластных опять одни находятся под властью отца, другие под властью мужа,
третьи в кабальной зависимости от другого.
50 Рассмотрим сперва тех, которые подчинены чужому праву, потому что, если мы
узнаем, что это за лица, то вместе с тем поймем, какие лица самовластны.
Следующая страница (2/4) Скачать все 4 тома Институций в формате .doc (правой кнопкой мыши на ссылке, "Сохранить как..."). (18200 Прочтено. Последнее обновление 2005-04-03) См. все содержимое категории Пособия, материалы к семинарам, диссертации и др. раздела Материалы. |