ГЛАВНАЯ
Нажмите, чтобы поделиться своей мыслью МЫСЛИ ВСЛУХ
ВАШ ПРОФИЛЬ
ЛИЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
БАЗА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
ПОИСК
Здесь может быть Ваша реклама!

   Навигация по сайту
·Главная
·Материалы
·Новости

·Заметки
·Литературные заметки
·Особое мнение
·Комментарии
·Публичные дела
·Преподаватели

·Фотогалерея

·Форум

·Справочная
·Ссылки
·О сайте
·Обратная связь ·Дерево Сайта

   Фотографии

letnsadosenu.jpg
letnsadosenu.jp ...

IMG_2054.jpg
IMG_2054.jpg

PICT4287resize.jpg
PICT4287resize. ...


Фото Галерея


Введение в философию: программа (лектор С.П.Лебедев)




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ПРОГРАММА КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ»

ДЛЯ НЕФИЛОСОФСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

(БАКАЛАВРИАТ)

составитель: Лебедев С.П.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2005



1. Вводные понятия.

1.1. Общие представления о философии.

Предмет философии. Различие предмета и объектов философии. История понимания предмета философии, его обусловленность типом культурно-исторической практики. Общий характер и содержание философских проблем.
Метод философии. Понятие отвлеченного разумного мышления. Философия как интеллектуальное отношение человека к Абсолюту. Философия как субъективная склонность человека и как объективно существующая форма культуры.

1.2. Философское знание, его структура и специфика.

Философия как триединство онтологии (учения об истинно сущем), гносеологии (учения об истинном познании), аксиология (учения об истиной жизни и деятельности).
Соотношение философии с мифологией, религией и наукой: сходство и различие предметов и методов. Универсальность философского знания. Научная философия и религиозная философия. Философия как мыслящее себя мышление и как креативный акт.

1.3. Причины возникновения философии и основные направления
её развития.

История культуры есть история развития и объективации человеческой природы. Понятие человеческой сущности и формы её выражения. Развитие общества от «воображающего» к «рассудочному» и «разумному». Появление философии есть результат развития на родовом уровне способности отвлеченного разумного мышления. Условия, препятствующие и способствующие возникновению философии.
Основные направления философского развития: физика (материализм), метафизика (идеализм), мистика. Разнообразные формы материализма (гилозоистический, механистический, диалектический). Формы идеализма (абстрактный, конкретный, объективный и субъективный). Модификации мистицизма.

2. Основные исторические типы философии.

Зарождение философской мысли. Особенности культурно-исторических условий и своеобразие философии в Древней Индии, Греции, Китае.
Космоцентрический характер древнегреческой философии. Учение о материальном начале в древнегреческой натурфилософии. Противопоставление умопостигаемого и чувственного (элейская школа). Учение об идеях (Платон, Аристотель). Единое неоплатоников.
Средневековая философия и её религиозный характер. Теоцентризм. Соотношение веры и разума; номенализм и реализм.
Гуманизм эпохи Возрождения. Пантеизм. Взаимодействие философии и науки.
Философия Нового времени. Критика религии и схоластики. Методологическая доминанта в исследованиях. Философия Ф. Бэкона. Философия Р. Декарта. Проблема человека и общества в философии Просвещения. Антропоцентрический характер философии эпохи Возрождения и Нового времени.
Немецкая классическая философия. Кант. Попытка примирить эмпиризм и рационализм. Фихте. Абсолютизация субъективности. Абсолютный идеализм Гегеля. Философия тождества Шеллинга. Антропология Фейербаха.
Марксистская философия. Материалистическое понимание истории. Периодизация и движущие силы истории.
Основные направления современной философии. Неопозитивизм: Венский кружок, Витгенштейн, Львовско-Варшавская школа. Аналитическая философия. Феноменология. Марксизм. Психоаналитическая антропология. Экзистенциализм. Структурализм. Герменевтика. Персонализм. Неотомизм.
Русская философия. Историософия П.Я. Чаадаева. Западничество и славянофильство. Философские взгляды революционных демократов (Белинский, Чернышевский, Герцен). Религиозная философия. (Соловьёв, Бердяев, Шестов). Русский космизм (Фёдоров).


3. Гносеология.

3.1. Понятие гносеологического субъекта.

Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания. Чувственное познание. История взглядов на природу чувственного познания. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, воображение. Ощущение как базовая форма и источник переживания множественности. Эволюция чувственности. Формирование психического субъекта. Границы чувственного познания. Достоверность чувственного познания. Понятие «видимость», «кажимость». Эмпирические методы познания. Ограниченность одностороннего эмпиризма. Критика позитивизма. Связь эмпиризма со скептицизмом, агностицизмом и солипсизмом.
Рациональное познание. История взглядов на природу рационального познания. Рациональные формы познания: рассудок, разум, ум. Сущность мыслящего познания. Ум как базовая форма и источник переживания единства. Ум – основа, исходный пункт и внутренняя цель развития интеллекта. Рассудок и разум – формы и ступени эволюции ума. Эволюция рассудка и разума. Потенциальное и актуальное бытие ума. Представление, понятие, категория и экзистенциал. Рационалистические методы познания. Критика одностороннего рационализма. Взаимосвязь эмпирического и рационального.
Понятие субъекта познания. «Внутри-себя-бытие» «Я». «Я» исходная форма самовосприятия. «Я» есть единство восприятия себя и иного. «Я» как основа познавательного отношения. Структура познавательной деятельности. Объект познания.
Сильные и слабые стороны трансцендентального идеализма И. Канта. Агностицизм и феноменология.
3.2. Представление о формах гносеологического отношения субъекта к объекту.

Мнение как способ организации информации. «Субъективность» мнения. Структура мнения. Способ «производства» мнения. Достоверность Мнения. Платоновское учение о различии мнения и знания.
Сущность знания. Знание как непосредственное усмотрение сущности предмета. Механизм формирования знания. Достоверность знания. Непосредственный, необходимый и авторитарный характер знания. Формы знания: чувственное, интеллектуальное и мистическое. Онтологичность знания.

3.3. Представление о гносеологическом объекте.

История развития представлений об объекте познания. Уровни гносеологического объекта: материальный и идеальный и мистический объект. Явление и «вещь в себе». Критика кантовского агностицизма. Познание как объективация субъектом своих способностей и субъективизация вещей. Диалектико-материалистическое учение о предметно-практической деятельности. Понятие исторической практики. Невозможность полного тождества субъекта и объекта познания. Познание как творчество и отражение.

3.4. Смысл познания и границы познания.

Отношение познания к бытию и небытию. Явный и скрытый смыслы познания. Познание и свобода. Познание и спасение. Основные мифы о познании в истории культуры, их религиозные корни и философские вербализации.
Религиозно-философские учения об истине. Онтологическое, гносеологическое, этическое понимание истины: абсолютное, достоверное, благо. Этико-онтологическая природа истины. Познание и истина. Проблема критериев истины. Недостаточность учения о практике как критерии истины. Достоверное знание и истина. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Истина и сомнение.
Сущность философского и научного методов познания. Развитие знаний о методе. Виды методов. Соотношение правильности и истинности познания. Познание как действие по определённым правилам.
Наука в современном мире, методы и формы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Наблюдение и эксперимент. Роль приборов в познании. Моделирование. Математизация. Гипотеза и теория.

3.5. Внерациональные формы познания.

Учение о вере. История развития представлений о вере. Отношение веры к бытию и небытию. Беспредпосылочный характер веры. Вера как основа разумной деятельности. Значение веры для духовной деятельности человека. Вера и истина. Вера и творчество. Вера и свобода.

4. Онтология.

4.1. Общие представления о категории «бытие».

Категории «бытия» и «небытия». Исторические формы интерпретации «бытия» и «небытия». Бытие, сущность и существование. Бытие как выражение отношения субъекта и объекта познания. Бытие как объективация основных познавательных способностей человека.
Развитие представлений о сущности пространства. Топологические свойства пространства: 0-мерность, n-мерность, трёхмерность. Отношение пространства к бытию и небытию. Виды пространства.
Развитие представлений о сущности времени. Топологические свойства времени. Время – единство бытия и небытия. Время и вечность. Время и становление.
Понятие субъекта бытия. Многообразие форм, видов и уровней бытия. Философский смысл понятий «Вселенная», «мир», «космос». Учение о всеобщей взаимосвязи предметов и явлений действительности.

4.2. Основные понятия физической (материалистической) картины мира.

Бытие и естество, «фюзис». Понятие «природа». Учение о природе в истории философской мысли. Сущность и начала природного бытия: материальные, действующие, формальные и целевые причины. Категория «материя». История развития философской категории «материя». Материя как вещество и поле (сила). Частнонаучные представления о строении вещества. Понятие элементарной частицы. Кризис физики конца XIX – начала XX в.в. Динамические основы вещественности. Многообразие видов сил.
Движение, изменение, развитие. Понятие «эволюция», его сущность и назначение. Эволюция как модель перехода от единого первоначала ко многому. Основные принципы построения эволюционной теории. История развития представлений об эволюционном процессе. Органическая и механическая модели эволюции. Эволюция и эманация. Материалистическая теория эволюционного развития вещества. Трудности материалистической эволюционной теории и причины возникновения идеализма (метафизики).
Основные принципы построения материалистической картины мира: случайность, закон переходя количественных изменений в качественные.

4.3. Основные принципы идеалистической (метафизической) картины мира.

Предпосылки появления идеализма. История развития идеалистических представлений. Понятие идеи. Физическое и метафизическое. Соотношение материи и идеи. Бытие потенциальное и актуальное.
Идеалистическая теория эволюции. Причины, «механизмы» и закономерности эволюции. Целесообразность и направленность эволюции. Понятие части и целого. Законы тождества противоположностей и отрицания отрицания.
Общий обзор основных категорий рационального мышления: различие, тождество, противоположность, противоречие, основание; причина и следствие; возможность и действительность, необходимость и случайность; сущность и явление; единичное, особенное и всеобщее; материя и форма. Мистическая и креационистская картины мира. Понятия «дух», «душа», «тело». Основные принципы языческого мистицизма. Учение о творении.


5.1. Учение о человеке.

Проблема происхождения человека. Природное и духовное в человеке. Биологизаторство и социологизаторство в подходе к проблеме человека. Наука и религия о сущности человека. Индивидуальное и родовое в человеке. Определение сознания. Я» как субъект сознания. Структура и сущность сознания. Сознание и самосознание. Сознание как система субъект-объектных отношений. Возникновение сознания. Сознание и предметно-практическая деятельность. Сознание и самосознание. Субъект сознания. Сознание и мозг. Сознание и язык. Сознание и речь. Язык и речь. Значение и смысл. Теории происхождения языка и речи. Сознание и предметно-практическая деятельность. Творческий характер предметно-практической деятельности человека. Сущность и смысл культуры и истории.
Сознание и бессознательное, история взглядов на их соотношение. Типология концепций бессознательного. Структура бессознательного: подсознательное и сверхсознательное. Формы подсознательного и сверхсознательного. Понятие архетипа Г. Юнга.
Развитие представлений о теле, душе и духе человека.

5.2. Учение об индивидууме и личности.

Понятия «индивидуум» и «личность». История самосознания человека как личности. Целесообразный характер человеческой деятельности. Учение о благе. Благо и польза. Место удовольствия в жизни человека. Я и Ты. Сущность этических норм. Добродетель, долг, совесть, честь и достоинство человека. Свобода и ответственность. Свобода, необходимость и произвол. Смысл жизни. Жизнь, смерть и проблема бессмертия. Исторические формы учения об освобождении: греческое язычество; буддизм; брахманизм; даосизм. Христианское понимание спасения.

6.1. Учение об обществе.

Понятие социальной реальности. Сущность социального. Отношение: индивид – общество. Общество как объективация и отчуждение индивидуально-родовой сущности человека. Общество как система отношений и социальных институтов. Взаимодействие экономики, политики и идеологии. Социальная структура. Движущие силы и субъекты исторического развития. Потребности, интересы и цели людей и социальных групп в числе факторов, определяющих содержание общественных процессов. Материальная и духовная жизнь общества. Общественное и индивидуальное сознание. Формы общественного сознания.
Проблема общественного прогресса. Цикличность в истории. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.
Философское понятие культуры. Культура как процесс создания, освоения, обращения и преемства материальных и духовных ценностей. Культура и цивилизация. Духовные ценности как основа культуры. Культура, экономика, политика. Социальные функции культуры. Исторические типы культуры.
Множественность культур как результат различия в географической среде, в этнических особенностях, в общественно-исторической практике и духовном опыте разных народов. Особенности менталитета народов христианских, мусульманских и языческих стран. Особая роль России в диалоге культур.

6.2. Перспективы современной цивилизации.

Понятие техники. Переход от обработки материалов, производства и преобразования энергии к обработке и производству информации. Человек и будущее исторического развития. Глобальный характер человеческой деятельности. Неизбежность непредвидимых последствий. Неизбежность неопределённости и риска в социальном выборе. Глобальные проблемы сохранения современной цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны, рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, демографические процессы.




ЛИТЕРАТУРА
1. Вводные понятия.


Бибихин Н.А. Язык философии. М., 1993.
Введение в философию .М., 1991.
Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? -- Работы разных лет в 2 т. М., 1970. Т.1.
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. М., 1975. По предметному указателю: философия, мышление, предмет и метод.
Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.
Мир философии в двух книгах. М.,1990.
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.
Статьи в журнале «Вопросы философии»:
№ 8-1990 г. Макс Планк. Религия и естествознание.
№ 7-1992. Бибихин В.Ф. Философия и религия.
№ 8-1993. Хайдеггер М. Что такое философия?
№ 5-1996. Вайнгартнер Г. Сходство и различие между науч. и религиоз. верой.
Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.

2. Основные исторические типы философии.

Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.
Кант И. Пролегомены. М., 1993.
Кузнецов Б.Г. история философии для физиков и математиков. М., 1974.
Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.
Лосский Н.О. история русской философии. М., 1994.
Маркс К. Тезисы о Фейербахе. М., 1985.
Нарский И.С. Западноевропейская философия XVI века. М.,1974.
Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1973.
Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. М., 1990.
Рассел Б. История западной философии.: в 2-х т. М., 1993.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1991.
Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992.
Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.

3. Гносеология.

Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.
Алексеев П.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
Андреев И.Д. О методах научного познания. М., 1964.
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
Логика и теория познания. Л.,1990.
Лосский Н.О. Интуитивизм. М., 1992.
Марков Б.В. Проблема обоснования и проверяемости теоретического знания. Л., 1984.
Рассел Б. Человеческое знание: Его сфера и границы. М., 1957.
Тимофеев Ф. Загадка человеческого «Я». М., 1976.
Тулмин С. Человеческое понимание. М, 1984
Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977.
Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.

4. Онтология.

Аристотель. Категории// Сочинения: В 4-х т. Т.2. М., 1978.
Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. М., 1982.
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
Вернадский В.И. Живое существо. М., 1978.
Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989.
Гартман Н. Старая и новая онтология.// Историко-философский ежегодник 88. М., 1988.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Наука логики. М., 1975. Т.1. По предметному указателю.
Ст. «Идеальное», «Психо-физическая проблема» – Филос. Энцикл. Т.т. 2 и 4.
Карпинская Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.
Кучевский В.Б. Анализ категории материя. М., 1983.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1974.
Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема.—«Вопр. Филос.» 1990, №10.
Молчанов Ю.Б. Четыре концепции пространства и времени в философии и физике. М., 1977.
Платон. «Тимей»
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М., 1986.
Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.
Романенко Ю.М. Бытие и естество. С-Пб., 1999.
Серебровская К.Б. Сущность жизни. М., 1994.
Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.
Работы Спиркина А.Г. по сознанию.
Тейяр да Шарден. Феномен человека. М., 1987.
Тугаринов В.П. Философия сознания. М., 1981.
Человек. Философские аспекты сознания и деятельности. Минск, 1989.

5 – 6. Учение о человеке и обществе.

Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
Глобальные проблемы и человеческие ценности. М., 1990
Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самопознание. М., 1984.
Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988.
Новая технократическая волна на западе. М., 1986.
О человеческом в человеке. М., 1991.
Проблема человека в западной философии. М., 1988.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
Трубников Н.Н. время человеческого бытия. м., 1987.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М., 1988.
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
Ярошевский Т.М. личность и общество. М., 1973.






(13945 Прочтено. Последнее обновление 2005-11-05)

См. все содержимое категории Пособия, материалы к семинарам, диссертации и др. раздела Материалы.




Rambler's Top100

Ответственность за нарушение авторских прав на сайт и материалы

© Колосов Вадим, 2001-2011. Запрещается без предварительного согласия администратора Сайта: любое воспроизведение, распространение и копирование материалов сайта; установка прямых ссылок не на php-страницы, установка ссылок на php-страницы с искажением заголовка, производить иные действия, нарушающие авторские права. Контактный имэйл: [email protected].
Сайт поддерживает юрист Вадим Колосов.
Открытие страницы: 0.019 секунды. Запросов Рє БД: 14.