Статус личности по мусульманскому правуСНК ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1. Права и свободы личности - критерий цивилизованности стран современного мира.
Глубокие перемены, происходящие в мире под воздействием нового политического мышления, выдвигают на передний план, как самую высокую ценность личность, ее потребности, интересы, ее права и свободы (см. Всеобщая декларация прав человека 1948 года, а также Пакты о социальных, экономических, политических и культурных правах 1966 года.) критерием цивилизованности стран современного мира.
Стремление, а иногда даже и опережение в следовании этим ценностям наблюдается и в афро-азиатских развивающихся странах, что объясняется не только широким распространением здесь религии ислама, но и ее спецификой, обусловливающей значительное мусульманское влияние на государство, право, политико-правовое сознание.
2. Теоретические посылки исламской концепции прав человека.
В исламе концепция прав человека строится на убежденности в том, что всевышний, и единственно он, является автором закона и источником прав человека . Права человека, дарованные всевышним, не могут в силу своего божественного происхождения быть сокращены или упразднены какой бы то ни было правящей группой.
Подчинение божественной воле пронизывает и разрабатываемые мусульманской юриспруденцией проблемы соотношение частного и публичного права, оценку поступков людей, субъективных прав и юридических обязанностей.
Статус мусульманина, основанный прежде всего на подчинении его воле Аллаха, включает две взаимосвязанные стороны: его обязанности как верующего и одновременно, сбалансированные права и обязанности, как участника мирских отношений таким образом статус личности в ортодоксальном исламе определяется посредством норм не только права, но и религии.
3. Шариат об отдельных правах и свободах человека.
Исходя из принципа верховенства шариата, мусульманские юристы выделяют около 70 стихов Корана (которые детальным образом истолкованы в книгах авторитетных юристов являющихся так же источникам права), посвященных правам и обязанностям человека. Считается, что в их основе лежат такие начала, как достоинство и свобода человека, равенство и справедливость.
Исключительность статуса личности по мусульманскому праву обуславливается содержанием и природой права на безопасную и достойную жизнь, свободу совести и вероисповедания, свободу мнения, права собственности, социальных прав.
По сравнению с выше перечисленными, относительно других конкретных прав
(напр. свобода передвижения, неприкосновенность жилища, тайна частной жизни), расхождения в юридическом содержании между европейскими и современными исламскими представлениями значительно меньше, о чем свидетельствует и сопоставление международных актов с принятыми мусульманскими странами документами, (см. Исламская декларация прав человека 1990 г.) закрепляющими все основные международные права и свободы человека, хотя и ставя их в зависимость от норм шариата.
4. Исламский и либеральный подходы к правам человека: противостояние и диалог.
Специфика исламской концепции прав человека заключается в:
• Верховенстве прав человека, основанных на шариате, по отношению к государственным законам или международно-правовым акта.
• Слитности правосознания с нормами, готовностью мусульман соблюдать последние без вмешательства государства и особого аппарата принуждения, что обуславливает глубокие различия на уровне принципиальных подходов к пониманию правового статуса личности и характера отношений индивида с властью.
В современной исламской теории прав человека намечается две тенденции – линии на культурно-цивилизационное своеобразие, уникальность шариата, оппонирующего иным правовым системам, и движения по пути глобализации в направлении сближения исламской правовой мысли с общемировыми подходами к правам человека.
Деление всех нормативных предписаний шариата по степени определенности на три группы позволяет, сбалансировано сочетать обе тенденции.
Учитывая специфику понимания прав человека в мусульманском мире и на Западе важно, чтобы эти различия воспринимались не как препятствие на пути взаимодействия и сотрудничества различных культур, а как повод для обмена мнениями, сопоставления, диалога и сбалансированного обогащение практики реализации прав человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коран. – М., Издательский дом “УММА”, 2004
2. Универсальная Исламская декларация прав человека //Жданов Н.В.Исламская концепция миропорядка: Международно-правовые экономические и гуманитарные аспекты. М., 1991.
3. Каирская декларация о правах человека в исламе//Мухаммад аз-Зухели. Права человека в исламе: Сравнительное исследование Всеобщей и Исламской декларации прав человека. Дамаск; Бейрут, 1997
4. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е издание переработанное и дополненное. – М.: Издательство Проспект, 2004.
5. Могилевский А.Л. Правосознание и религия. – Ашхабад, 1977
6. Иванов Н.А. Социальные аспекты традиционного ислама//Азия и Африка сегодня 1982. №3.
7. Али Ареф Алиян. Статус личности по мусульманскому праву//автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1991
9. Мухаммед Ал-Хушани. Книга о судьях. М., 1992.
8._Сюкияйнен Л.Р. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри//Московский Центр Карнеги: URL: http://www.carnegie.ru/ru/print/60085-print.htm
9. Мусульманское право. / Чиркин В.Е., Хайдаров М.С., Супатаев М.А., Муромцев Г.И., Онан Э.С.; Под общ. ред. Сюкияйнен Л.Р. - М: Издательство института государства и права РАН, 1984
10. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы/Под общ. ред. чл.-корр. РАН Е.А.Лукашевой.- М.: Издательство НОРМА, 2002
Докладчик: студент 2 курса I потока 2 группы
Маслов Кирилл Андреевич
27.03.06 зал №5
(с) Маслов Кирилл Андреевич 2006 (11264 Прочтено. Последнее обновление 2006-03-27) См. все содержимое категории Доклады и тезисы к докладам на СНК и конференциях раздела Материалы. |